В средние века гобелены имели чисто утилитарную функцию. Они были предназначены, чтобы защитить средневековые помещения от влажной и холодной погоды, чтобы покрыть строгие и серые стены больших замков и при этом утеплять довольно большие и холодные помещения. Палотна которые для этого использовались были невероятно большими и требовали больших ткацких станков, много работников и большие денежные вложения.
Таким образом, мануфактурное производство этого времени возникли в процветающих, главенствующих семьях и династиях. Это было дорогое удовольствие, не то что сейчас, когда каждый может позволить себе: картины, панно, портьеры, покрывала и многое другое. Для этого вам даже не надо ходить в магазин, а можно посетить, например, «Студия текстильного дизайна», г.Иваново и заняться созданием гобелена, лично для себя.
Но вернемся к истории, в 1500 году, Фландрии, особенно Брюссель и Брюгге (все это нынешняя Бельгия), стали родоначальниками производства этого дорогого но красивого и необходимого вида мануфактуры. Из-за их больших размеров и сложности производства, они, на долгие годы, стали хорошей инвестицией и демонстрацией богатства и власти.
На этих ранних картинах изображались отдельные фигуры или маленькие группы на фоне, как правило, однотонном или украшенном цветочным орнаментом и назывались они «Mille fleurs» — гобелены тысячи цветов. Созданные работы того времени стали еще одной формой изобразительного искусства, помимо живописи, скульптуры и архитектуры.
Постепенно, гобелен становился все более сложными, на нем стали изображать многолюдные батальные сцены или больших групп людей расположенных в несколько ярусов под архитектурными сооружениями. Позднее, в 16 веке, богатые заказчики стали просить изобразить тот или иной из своих любимых видов время препровождения: охота, крестьяне за работой или как они играют во что-то. Потом пришла мода на пасторальные пейзажи, на которых зачастую так же изображались и их: замки, имения, усадьбы.
Данная форма искусства требовала богатого патронажа, фактически все теперь наиболее известные изготовители (Beauvais, Arras, Gobelins, Aubusson, Felletin, Audenarde,Bruges, Ghent и т.д.) процветали там где жили богатые короли и церковные монархи, люди обладающие властью. Все известные производители были расположены в северной части Франции и Фландрии, сейчас это Фламандская часть Бельгии. В 17-м веке, была открыта первая королевская фабрике в Париже где работали сотни мастеров.
Ремесленники того времени работали в группах, по одной картине одновременно и плели по истине богатые и красочные сюжеты. Дизайнеры всегда имели огромную роль в создании по-настоящему изысканных произведений. Это касается и Франсуа Буше, модельера и дизайнера того времени, с 1736 года. В течение 30 лет, он разрабатывал узоры, по крайней мере, 400 картин было соткано по его сюжетам и стали в последствии великолепными шедеврами в стиле рококо.
К концу восемнадцатого столетия, из-за промышленной революции и создания механических ткацких станков, однотонные ткани стали, массово производится в гораздо больших количествах, с большей скоростью и меньшими затратами. Гобеленовое ткачество стало очень дорого.
Их производство в России началось в 18 веке, когда на престоле был Петр Великий. И первые изготовленные работы русских мастеров, конечно же, использовались для украшения дворцов и поместий в Санкт-Петербурге, и как обычно на них изображали царственных особ и знатных вельмож.
Сейчас гобелен не утратил своей красоты и актуальности, его постоянно используют в создании модных тенденций на подиумах моды, и используют в таких вещах как: куртки, сумки, косметички, диванные подушки и конечно же картины! Не откажите себе в удовольствии украсить свою квартиру или офис красивым гобеленом, например, из города Иваново!